В итоговом документе после встречи министров в главы МИД стран РИК в очередной раз выступили с требованием реформировать международную финансовую систему, причем «немедленно».
В первую очередь главы внешнеполитических ведомств предлагают увеличить квоты развивающихся стран в Международном валютном фонде.

Однако к организации есть и другие серьезные претензии, причем именно политического характера.

Руководители министерств иностранных дел России, Индии и Китая в совместном коммюнике предложили в рамках глобальной реформы международной финансовой системы перейти к практической реализации принятого пять лет назад решения об увеличении квоты развивающихся стран в Международном валютном фонде.

«Квота КНР при голосовании в МВФ составляет только 4%, России – 2,5%, а Индии – 2,44%, тогда как доля США – 17,69%»



Остроту проблеме придает то, что МВФ как главный проводник неолиберальной стратегии финансовой глобализации сумел практически уничтожить влияние альтернативных международных организаций, созданных в рамках ООН – ЮНКТАД, ЮНИДО, ФАО. Теоретически они могли бы стать альтернативой МВФ. Более того, в 50-x и 60-х годах (на волне «советского чуда» – удивительно быстрого восстановления и роста экономики СССР, стран Варшавского договора, КНР, Народно-демократической Кореи и других) так и было, но нужно помнить, что «вашингтонский консенсус» по поводу (мнимого) отсутствия альтернативы неолиберализму сложился гораздо позже – только в 90-е годы.

Дело в том, подчеркивает знаменитый египетский экономист Самир Амин, что ООН и ее учреждения в большей или меньшей степени отражают баланс сил в мире, но с тех пор многое изменилось. «Раньше мир был в военном отношении биполярным, и это был очень важный фактор; военный фактор предопределял, скажем, к началу 1970-х экономическую полицентричность мира. Само существование СССР и Китая создавало для стран Юга возможности автономного развития. И эта экономическая полицентричность в 1990-е была полностью уничтожена политикой Рейгана и Тэтчер. И ООН превратилась в инструмент, придающий легитимность решениям «Большой семерки», – заявил он в беседе с обозревателем газеты ВЗГЛЯД.

Сейчас же роль ЮНКТАД и ЮНИДО малозначима. Глобальную финансовую политику проводят через три основных инструмента – МВФ, Всемирный банк и ВТО. Роль остальных международных институтов была намеренно минимизирована: «Большая тройка» не смогла их заменить, но смогла лишить их права принятия решений. ЮНКТАД может составлять замечательные доклады, но исполнительной власти у нее нет. Особенностью же МВФ всегда было его практическое влияние на органы как монетарных, так и фискальных властей стран-участниц.

Значение МВФ порождается его использованием в качестве инструмента, заставляющего развивающиеся страны, которые сталкиваются с трудностями с платежным балансом, проводить политику, служащую интересам стран развитых. Заместитель российского министра иностранных дел Василий Небензи на недавнем брифинге для прессы подчеркивал: «Вспомните июль прошлого года, когда S&P изменило прогноз Украины по обязательствам в иностранной валюте с негативного на стабильный. В тот момент это связывалось с решением МВФ о выделении крупного кредита Украине на цели макроэкономической стабилизации. И вот вчера, в момент, когда все новостные каналы сообщают о разработке правительством России антикризисного плана общей стоимостью порядка 1,3 трлн руб., S&P принимает решение о снижении российского рейтинга, хотя, следуя в русле его мышления по Украине, оно должно было бы его повысить. Получается, что помощь МВФ Украине повышает ее прогноз, а российский антикризисный план игнорируется. Это уже не только применение двойных стандартов, но и косвенное свидетельство заангажированности агентства под конкретный политический заказ. В этом смысле даже недавние решения Moody's и Fitch не выглядят столь одиозно: они сохранили инвестиционный рейтинг России, хотя в тот момент еще не было масштабного антикризисного плана».

Другой пример: фонд известен своей принципиальной позицией в поддержку приватизации государственных предприятий и услуг. С этой позицией можно спорить, можно с ней соглашаться, но когда, к примеру, в Таджикистане сложилась ситуация, при которой приватизация крупнейшего предприятия республики – Таджикского алюминиевого завода – была выполнена в пользу «Русала» (и, соответственно, наперекор интересам его западных конкурентов, таких как «Алкоа», «Норск Гидро» или «Гленкор»), МВФ незамедлительно и очень активно выступил против приватизации ТадАЗа, моментально забыв про свои либеральные принципы и декларации.

За последние годы страны БРИКС потратили на рефинансирование МВФ десятки миллиардов долларов, но квота КНР при голосовании в МВФ составляет только 4%, России – 2,5%, а Индии – 2,44%, тогда как доля США – 17,69%, а для принятия ключевого решения необходимо (какое странное совпадение!) – 85% голосов, что фактически дает Вашингтону право вето. Понятно, что подобное положение вещей категорически не устраивает развивающиеся страны, которые уже давно обсуждают создание альтернативной МВФ организации. В 2010 году «Большая двадцатка» наконец пошла им навстречу, договорившись об увеличении квот развивающихся стран. Однако – уже на уровне самого фонда – решение торпедировали всё те же США. Внутренняя организация власти в стране обеспечила Вашингтону удобную отговорку: правительство против реформы не возражает, но категорически возражает Конгресс, а без Конгресса реформу утвердить невозможно. Так доля Штатов в очередной раз оказалась блокирующей.

Помимо прочего, очень важно выступать против стандартного неолиберального арсенала мер МВФ, связанных с «макроэкономической стабильностью». Понимание фондом денежно-кредитной политики, например, ориентируется только на базовый уровень инфляции, игнорируя возможность воздействия на экономическую активность и занятость, а также рост цен на конкретные товары, прежде всего, продовольствие. В части налогово-бюджетной политики фонд требует сокращения бюджетного дефицита, что в откровенно чудовищной форме мы наблюдаем сейчас на Украине. Недаром рекомендации МВФ часто называют «социальным каннибализмом» или «социальным людоедством». 

Но мир меняется, он уже не будет однополярным, и это ясно всем. Для развивающихся стран наступило время объединения сил для того, чтобы выступить сильным фронтом против действующей схемы международных финансовых институтов. Совместное коммюнике представителей России, Индии и КНР – лишь один из первых шагов в данном направлении.

Еще в 2010 году участники «Большой двадцатки» одобрили идею преобразования квот МВФ. Однако США, пользуясь значительной долей в организации, препятствуют принятию окончательного решения.
Исполнительный совет МВФ, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — США, Япония, Германия, Франция, Англия, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. 


Глава МИД Китая Ван И заявил, что Китай готов к развитию экономического сотрудничества с Россией и Индией в рамках стратегии "один пояс, один путь" - построения нового Великого шелкового пути.
ПЕКИН, 2 фев — РИА Новости. Китай готов к развитию экономического сотрудничества с Россией и Индией в рамках стратегии "один пояс, один путь" — построения нового Великого шелкового пути, заявил глава МИД Китая Ван И.
"Мы призываем к взаимному выигрышу против игры с нулевым результатом, против конфронтации. Китай выступил с инициативой формирования "одного пояса — одного пути". Мы хотим продолжить традицию Великого шелкового пути и наполнить его новым содержанием в новом веке", — сказал он журналистам по итогам министерской встречи в формате РИК.
По словам министра, Китай готов "развивать сотрудничество со всеми государствами, расположенными вдоль этого маршрута".
"Мы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными партнерами и международными организациями, в первую очередь крупнейшими нашими соседями в лице России и Индии, объединенными усилиями, сообща выступать за взаимный выигрыш в XXI веке. Это не соло Китая, это общий симфонический концерт всех наших партнеров", — отметил Ван И.
Правительство Китая в 2013 году утвердило стратегию по названием "один пояс, один путь" — "экономический пояс", проходящий по территории стран Великого шелкового пути и связывающий Китай со странами Европы через Центральную и Восточную Азию.


РИА Новости http://ria.ru/east/20150202/1045513290.html?dfg#ixzz3Qc2xiW1p